Реконструкция-реплика

(…) Особого рассмотрения достоин вопрос о выполнении аксессуаров для реконструируемого костюма, которые могут представлять собой реплику, сделанную в измененном материале и масштабе с экспонатов, хранящихся в музеях.
В качестве положительного примера изготовления таких реплик хотелось бы привести изделия в древнерусском стиле, выполненные в творческой мастерской Алёшиных, о которой уже шла речь на одном из коллоквиумов. Это лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, декорированные фигурами животных и птиц в сочетании с растительным орнаментом. Реплики из меди или латуни (часть с серебрением) выполняются вручную в техниках гравировки, чеканки, вальцовки, тиснения, а в последнее время - литья по авторской технологии небольшими сериями. Важно отметить, что мастерская на протяжении последних пятнадцать лет занимается разработкой реплик в древнерусском стиле, которые могут использоваться не только как украшения-дополнения к историческим или этнографическим реконструкциям, но и в качестве самостоятельных украшений-реплик к современным видам одежды.
Формулировка реплика, как нам представляется, чрезвычайно подходит и к предметам, которые в большом количестве представлены в магазинах крупнейших музеев мира. Это вещи - воспоминания об увиденных посетителями в залах музея экспонатах, это- реплики,очень похожие на подлинные шедевры, но выполненные из других материалов или в другом масштабе.
Таким образом, реплики-украшения являются, по нашему мнению, удачным примером того, как культурные традиции могут транслироваться через современные изделия. Очевиден потенциал этого направления, подтвержденный опытом крупнейших музеев и культурных столиц мира.

Статья из книги “Ювелирное искусство и материальна культура” 2010
Наталья Калашникова *
Санкт-Петербург, РЭМ

* Наталья Калашникова - Член Союза Художников России;
Доктор культурологии;
Профессор;
Ведущий специалист Российского этнографического музея;
Заслуженный деятель науки РФ.