Создания современных церковных ювелиров
Православие – это красота. Радуясь о своей вере, люди издревле украшали храмы, а идя в них на молитву, надевали лучшие одежды. Проявление этого стремления можно увидеть и в стремлении выбрать красивый крест или надеть носимый с самого своего Крещения тельник на затейливую драгоценную цепь, приобрести кольцо или браслет с христианской символикой. Безусловно, сколько людей – столько и устроений души, и одни и те же действия кто-то предпринимает из благочестивых стремлений, а кто-то – по противоположным благочестию мотивам.
Человек во все века стремился к красоте – и весьма немногие могли настолько глубоко вперить духовный взор в Горний мир, чтобы утешаться красотой Небесной, уже не требуя земных утешений. Большинство нуждалось и нуждается в них – а потому либо ищет их, разделяя свою жизнь на «церковное», где «ничего нельзя» и «светское», где «можно оторваться» - либо обретает некую гармонию, в которой духовное освящает собой земное, а из земного исключено все противное вере в Бога.
Стремление не ограничивать проявления веры в своем облике тайным ношением нательного креста было присуще православным практически во все времена. Вспомним великолепные бармы с иконами Христа, Богоматери, святых, которые носили византийские императоры и императрицы. А как красивы многие из древнерусских крестиков и образков! Венцы, колты (височные подвески), ожерелья наших далеких прабабушек – будь то боярыни или простолюдинки – зачастую украшались крестом и другими христианскими символами. Предел этому положило не столько стремление к аскетизму, сколько секуляризация государства, которое в XVIII столетии насильственно разделило светское и церковное и принудило людей одеваться по западному образцу, чуждому строю русской души. А как самобытны ожерелья русских крестьянок, где с бусинами и бисером соседствовали кресты – такие украшения встречались на Русском Севере еще в начале ХХ века!
Историки любят спорить: о чем свидетельствуют древнерусские украшения, формы которых бытовали еще до Крещения Руси и были связаны с языческими верованиями, а затем, по принятии Христианства, стали соединяться с образом креста. Что это: двоеверие, стремление услужить и Пресвятой Троице, и Велесу? Или, может быть, отход от старых смыслов и замена их новыми – при сохранении безгрешной самой по себе формы? Мне ближе второй вариант. Думается, нечто подобное происходит и в наши дни, когда входящие в моду виды украшений лихо осваиваются церковными ювелирами и приобретают соответствующую символику. Яркий пример – наборные браслеты с символичными бусинами. Светские мастерские предлагают подвесы, связанные с влюбленностью и браком, работой и путешествиями – а православные добавляют к ним бусины с иконами святых, текстами молитв, религиозными символами. То же происходит и с другими видами украшений – например, гайтанами (которые носят уже не только на шее, но и на руке), а также многими другими видами ювелирных изделий.
«Дух творит себе форму», жизнь жительствует – и разнообразие работ современных церковных ювелиров говорит о характере православных людей нашего столетия: ищущих свой путь и любознательных, уповающих на Бога и не особенно склонных ограничивать себя, стремящихся к красоте и ценящих традиции веры… Не идеальных – но живых и симпатичных.