Украшения-сувениры Генриха Алёшина

Производство украшений-сувениров является одной из важных задач современного рынка товаров, особенно в тех местах, где значителен поток туристов. Напомним, что сувенир (от французского souvenir-воспоминание, подарок на память) означает предмет, напоминающий о пребывании в каком-то городе, о посещении исторического памятника, музея, выставки и т.д. Украшение-сувенир может также предоставлять собой реплику (копию, выполненную в другом материале или масштабе) с вещей, хранящихся в музеях, в том числе археологических предметов. В качестве положительного примера изготовления украшений-сувениров и реплик в древнерусском стиле хотелось бы привести изделия, выполненные в художественной мастерской Алёшиных, с успехом реализуемые специализированных магазинах при музеях Новгорода Великого, Москвы, Санкт-Петербурга, а в последнее время в городах “Золотого кольца”.


Генрих Александрович Алёшин (1937-2010) родом из г. Великого Новгорода, работал технологом по обработке металла резанием. С 1965 г. начал заниматься художественной обработкой металла, участвуя в городских и областных выставках декоративно-прикладного искусства, а затем и всей северной зоны России (Петрозаводск, Сыктывкар, Череповец, Вологда). Более тридцати пяти лет Г. А. Алёшин разрабатывал образцы сувениров на предприятиях родного города, изготавливая декоративные тарелки, подсвечники, медали, плакетки, обложки записных книжек, юбилейные и памятные знаки, подвески и браслеты. Все эти изделия выполнялись им на основе изучения произведений древнерусского прикладного искусства, миниатюр и тератологического орнамента старинных книг, архитектурного декора Владимиро-Суздальской Руси XI-XIV вв. Технические приемы производства сувениров были традиционно ручными, при этом тонировка и полировка позволяли максимально использовать свойства металла, усиливали гармонию линий и форм.


В 1990-е гг. - член союза художников России Г. А. Алёшин организовал в Новгороде Великом творческую лабораторию, сосредоточив своё внимание на изготовлении сувениров-украшений на основе изучения образцов ювелирных изделий, найденных археологами на раскопках Древнего Новгорода и других культурных центров Древней Руси. Несомненно, интерес к древнерусской теме был обусловлен и местом рождения мастера и личным знакомством с крупнейшим специалистом в области древнерусской истории, много лет занимавшимся новгородскими раскопками академиком Валентином Лаврентьевичем Яниным.
Все предметы в творческой мастерской Алёшиных выполняются вручную, по авторским технологиям и небольшими сериями. Техническими приемами являются гравировка, чеканка, вальцовка, тиснение. Материалом для изготовления украшений служит медь и ее сплавы, латунь, часть изделий сделаны с посеребрением. Мастерская на протяжении последних пятнадцати лет занималась разработкой новых образцов в древнерусском стиле, постоянно обновляя коллекцию.


Ассортимент выпускаемых изделий достаточно разнообразен и состоит в большей степени из женских украшений-сувениров. Это известные по археологическим раскопкам лунницы, фибулы, колты, створчатые и пластинчатые браслеты, монетовидные подвески, прообразом которых явились древнерусские украшения ХI-ХIV вв. Часть из них, например створчатые браслеты, которые повторяют конструкцию, форму и декор старинных украшений, но выполнены в измененном масштабе и из других материалов являются своеобразными репликами. Другие изделия, в частности, сферические браслеты - появились в результате переработки форм древнерусских шейно-нагрудных украшений и репликами не являются поскольку не имеют прямого прототипа. Модернизированные височные кольца, колты и разнообразные подвески, головные и шейные украшения-лунницы, декорированные фигурками животных и птиц в сочетании с растительным орнаментом можно рассматривать как украшение-сувениры. Особое место в творчестве Г. А. Алёшина занимают мифологические изображения, отражая склонность мастера и его учеников к созданию фантастических образов с использованием сложной “скандинавской” плетенки. Вместе с тем, следует отметить, что, учитывая современное бытование выполненных изделий, в мастерской Г. А. Алёшина переосмысливают назначение некоторых украшений, предлагая, например,использовать колты или височные кольца в качестве накладного украшения или декоративных серег. Особого внимания заслуживает наличие в коллекции таких изделий как гривны, которые достаточно редко используют современные ювелиры в качестве шейно-нагрудного украшения. Следует отметить, что наиболее востребованы работы мастерской Алёшиных в качестве реплик в комплексах костюмов участников клубов исторических реконструкций, а также как самостоятельные украшения-сувениры к современным моделям одежды.
Значительный интерес к украшениям-репликам способствовал выпуску каталога “Древнерусские украшения. Музейный сувенир”,представляющего изделия, сделанные в творческой художественной мастерской Алёшиных. Это издание содержит описание наиболее часто встречающихся древнерусских украшений с указанием хронологии, а в некоторых случаях - дается трактовка символов. В связи с этим появился интерес к изделиям мастерской, не только как украшениям или репликам, но и вещам, благодаря которым можно узнать многое о людях и традициях прошлого.


С 2007 г. мастерская Алёшиных стала развивать новое направление - производство изделий, выполненных в технике литья по выплавляемым моделям, что было обусловлено, в основном, двумя причинами. Первая - традиционность техники литья для производства древнерусских украшений, вторая причина - трудоемкость в изготовлении сложных форм в других техниках (колты, лунницы, фибулы, шумящие привески и другие прорезные украшения), требовавших выпиливания лобзиком вручную, что позволило производить лишь ограниченное количество изделий. Существующий спрос на продукцию мастерской (на реплики и украшения-сувениры) в магазинах при музеях и выставочных залах мастера не могли удовлетворить пользуясь прежними технологиями, а это, в свою очередь, не позволяло развиваться мастерской.
В силу этих причин было решено часть изделий изготавливать не теснением и вальцовкой, а литьём. В связи с чем были выполнены новые модели для литья и многие задуманные новые вещи сложной формы стали делать уже в этой технике. В результате за последние три года появилось более 120 изделий, выполненных таким образом (партия 100-200шт.). В настоящее время мастерская Алёшиных имеет более пятидесяти постоянных точек в России для реализации своих изделий, среди которых Государственный Исторический музей и Музей Московского Кремля, Российский этнографический музей и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Новгородский государственный музей-заповедник, Егорьевский музей, Коломенский музей, Владимиро-Суздальский и другие музеи России, а также художественные салоны и галереи.
В 2010 г. ушёл из жизни Генрих Александрович Алёшин, однако дело его жизни продолжается в работах мастерской новгородцев Алёшиных, в тех украшениях-сувенирах, а также репликах, которые, по нашему мнению, являются удачным примером того, как культурные традиции могут транслироваться через современные изделия.

Статья из книги “Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии”
По материалам 13-й международной научной конференции
Н.М. Калашникова*
Санкт-Петербург

* Наталья Калашникова - Член Союза Художников России;
Доктор культурологии;
Профессор;
Ведущий специалист Российского этнографического музея;
Заслуженный деятель науки РФ.